Президент Казахстанской федерации велоспорта рассказал о нюансах подготовки к шестой профессиональной гонке Южной столицы.
21 сентября 2018
Президент Казахстанской федерации велоспорта рассказал о нюансах подготовки к шестой профессиональной гонке Южной столицы.
Одно из главных спортивных событий этой осени для Казахстана стартует уже 29 сентября - Южная столица республики в шестой раз подряд принимает «Тур Алматы». В этот раз, как и год назад, гонка пройдет в два этапа и завершится 30 сентября финишем у высокогорного катка Медео. О деталях уникального для страны проекта рассказал президент Казахстанской федерации велоспорта Дархан Калетаев.
- Дархан Аманович, в прошлом году организаторы «Тура Алматы» приняли определенный вызов и смогли провести гонку в два этапа, серьезно повысив ее статус и привлекательность для международных команд. Но связано это было с целым рядом сложностей, которые со стороны казались непреодолимыми - особенно в части телевизионной трансляции второго этапа. Насколько мы помним, были проблемы с передачей сигнала с вертолетов. Какие уроки извлекли из «Тура Алматы 2017» и какие изменения ждут гонку в этой связи в этом году.
- В первую очередь, для нас важно было научиться проводить многодневную гонку собственными силами. Конечно, можно было бы нанять иностранных специалистов, но мы сразу решили, что лучше потратить больше времени, столкнуться со множеством вопросов впервые, но самим обрести опыт для организации гонок в будущем. Это принципиально важная задача для развития велоспорта в Казахстане. Благодаря опыту, полученному на «Туре Алматы 2017», мы на сегодняшний день имеем команду профессионалов, способных провести велогонку на высоком уровне. Уже сейчас можно заметить, что многие процессы, которые год назад вызывали значительные сложности, облегчились и ускорились.
Следующий момент, которому мы научились – это адаптация под условия городской жизни. То есть стараемся причинить как можно меньше неудобств горожанам. Процесс перекрытия дорог останется динамичным. Как только пелотон проедет по определенной улице, дороги снова будут открыты. Критика все равно будет, но очень внимательно к ней прислушивались в прошлом году и все конструктивные замечания, в том числе из социальных сетей, мы учли и в этот раз сбоев в работе постараемся не допустить.
Вы правы, сложными этапами подготовки остаются наладка технических процессов и ТВ-съемка. Хронометраж, фотофиниш и онлайн-трансляция гонки требуют специализированного профессионального оборудования, которого в Казахстане нет. В этих вопросах нам все еще приходится обращаться к иностранным коллегам. И даже в этом направлении у нас есть определенный прогресс.
- Какой маршрут ждет участников на «Туре Алматы 2018»?
- Основная часть велогонки пройдет по улицам города, так что у зрителей прямого эфира из других стран будет возможность познакомиться с достопримечательностями Алматы. В прошлом году нам немного не повезло с погодой во время первого этапа. Если вы помните, шел дождь и температура воздуха была невысокой. Это, конечно, добавило азарта гонщикам и внесло дополнительный элемент неожиданности - предсказать тройку призеров было непросто. Но тем не менее, хочется, чтобы в этот раз повезло и вместо пелены дождя зрителям по всему миру мы смогли бы показать Алматы во всей красе - таким, каким его любят алматинцы.
Первый этап стартует у здания КБТУ, с площади «Астана», затем пелотон проедет по улицам «Городского круга» - всего 7 кругов, и финиширует на площади «Астана». Старт второго этапа приходится на здание «Халык Арены», а финиш, как и в прошлом году, на «Медео».
- Сколько команд примет участие в этом году?
- Планируется участие 21 команды. Среди профессиональных это, конечно же, велокоманда «AstanaProTeam». Одна проконтинентальная команда из Франции - «DelkoMarseilleProvenceKTM», они тоже традиционные участники «Тура Алматы». Две национальные сборные – казахстанская и российская. И остальные континентальные, среди которых «VinoAstanaMotors» из Петропавловскаи хозяева гонки, алматинцы, «AppleTeam».
Стоит отметить, что интерес к «Туру Алматы» растет. Если раньше большинство команд мы приглашали сами, то теперь уже задолго до гонки команды сами отправляют заявки на участие, выстраиваются в очередь, а у нас уже появляется возможность выбирать лучших.
- С какой критикой вам приходилось сталкиваться на протяжении этих пяти лет?
- Критики действительно хватает. Одна из основных претензий вызвана, как я уже говорил, перекрытием дорог в ходе гонки. Обычно это связано с тем, что горожане путают велогонку с велопробегом, потому что в контексте критических замечаний так и звучит – опять из-за этого велопробега будут пробки. В этом случае важно понимать, что «Тур Алматы» - это международное спортивное соревнование, в котором участвуют велосипедисты-профессионалы, и оно проходит всего один раз в год и вносит огромный вклад в имидж города и в развитие спорта в регионе, а также привлекает туристов. Астана, например, постоянно на слуху, особенно в Европе, благодаря нашей велокоманде. Очень важно повышать и узнаваемость Алматы, тем более что это один из самых велосипедных городов Средней Азии. Тем не менее, организаторы гонки стараются минимизировать неудобства для горожан путем динамичного перекрытия дорог в ходе «Тура Алматы». Объективно - в прошлом году пробок из-за «Тура Алматы» нам почти удалось избежать. Уверен, что и в этот раз мы справимся. Гонка не должна ассоциироваться с неудобствами, напротив - это яркое спортивное событие. Фанатов велоспорта в Казахстане и особенно в Алматы очень много - они уже оценили возможность своими глазами наблюдать за борьбой звезд мирового велоспорта. Надеюсь, что с каждым годом и простых любителей спорта мы сможем заразить этой страстью к по-настоящему красивому и увлекательному виду спорта.
Также получаем критические замечания от фанатов велоспорта, желающих видеть больше команд Мирового тура на гонке. Это, конечно, справедливо, но, давайте не будем забывать, что «Тур де Франс» тоже появился не в один момент - у него более, чем столетняя история. «Тур Алматы» - это очень молодая гонка - ей всего шесть лет. Повышение престижа и статусности гонки в глазах представителей мирового велоспорта - это наша приоритетная задача. Возможно, уже в следующем году мы передвинем даты «Тура Алматы» на конец августа - в окно, которое не пересекается с тем же чемпионатом мира. «Тур Алматы» длится всего два дня, но работа над этой гонкой не останавливается ни на день на протяжении всего года.
Отсюда же вытекает и критика, связанная якобы с низким уровнем конкуренции в гонке: «Опять ваш Луценко победит». Друзья, но ведь это не совсем справедливо. Луценко сейчас, не побоюсь этого слова, один из самых сильных гонщиков в мире, в Азии ему нет равных - что он и подтвердил недавно, выиграв две золотые медали в Индонезии. И тот факт, что такой парень каждый год приезжает в Алматы не просто статистом или «приглашенной звездой», а на самом деле заряженным на победу спортсменом - не может не радовать болельщиков. Для него это действительно домашняя гонка, которую он любит и настраивается на нее, как на любой Гранд-тур. И даже при всех описанных выше моментах, никто никогда не гарантирует Алексею победу - вспомните второй этап прошлого года - выиграл Якоб Фульсанг. Я думаю, что и в этом году у гонщиков «Астаны» будет неплохая конкуренция. Скучной гонка не бывает никогда и уверен, что этот год не будет исключением.
- По каким телеканалам можно будет посмотреть «Тур Алматы» в прямом эфире?
- Прямая трансляция обоих этапов будет доступна на телеканале Qazsport. У иностранной аудитории также будет возможность посмотреть часть гонки в прямом эфире по телеканалу Eurosport: эфир захватит последние 60 минут второго этапа.
- Какие еще мероприятия ждут гостей и жителей столицы, связанные с «Туром Алматы 2018»?
- 23 сентября жители и гости города смогут принять участие в велопробеге, посвященном «Туру Алматы-2018». Презентация команд пройдет 29 сентября, перед стартом первого этапа.
В свою очередь я приглашаю жителей и гостей города поддержать казахстанских гонщиков и 29 и 30 сентября. У вас будет уникальная возможность пообщаться с ними вживую - зарядиться их энергией и мотивацией. Уверен, вы не пожалеете!